ТАК МЕЧТА СТАЛА ЯВЬЮ

Небольшое интервью с историей возникновения кофейни-музея

— Итак, Юлия Соболева и Юлия Латте, фотограф и художник. Кому первой пришла эта идея?

— Ей!

— Ей! — тычут друг в друга пальцами и вдруг начинают смеяться.

— На самом деле это, если можно так сказать, воплощенная мечта, слепленная из двух мечт, — Юлия Латте начинает рассказывать. — Меня зовут Юлия Латте. С 2008 г. рисую кофе, пишу книги по кофеграфии.

— Давайте начнем тогда именно с этого. Кофеграфия — это искусство рисования кофе. Как пришли к этому? Почему именно кофе?

— С кофе у меня вообще очень давняя дружба. Со студенчества. Именно во время учёбы я начала пить кофе не от случая к случаю, а постоянно: растворимый и молотый, утром дома, на работе и по пути на лекции, в кофейнях и на бегу. И особенно запомнился один зимний вечер. До занятий оставался свободный час, я не спеша брела по Пятницкой улице (институт там совсем недалеко) и зашла в маленькую кофейню. Выбрала место у окна, где можно было сидеть прямо на широком подоконнике. Заказала капучино с корицей. И будто окунулась в сказку. За окном пошёл снег. Он падал крупными кружевными хлопьями так тихо-тихо. Прохожие спешили по своим делам, проезжали машины. А время замерло. Место это стало для меня очень личным, укромным уголком Замоскворечья.  И вот, спустя лет 20 после той красиво  памятной зимы, мы встретились с Юлей именно там. Мы говорили о фото, о кофеграфии, о мечтах про музей и кофейню, тогда ещё не объединённых в одно целое. Юля положила на стол кофейное зёрнышко Марагоджипа, а я сидела в это время лицом к окну и видела всё то же, что тогда, в студенчестве, только без снега…
—  Романтично.
—  Но однажды эта любовь прошла испытание разлукой. Мне пришлось на время отказаться от любимого напитка по рекомендации врача. Зато это стало началом новой истории! Я попробовала рисовать кофе, пришла к этому сама, через жажду ощущать хотя бы аромат, не расставаться с ним. Именно личное открытие кофейного рисования (эврика!) сделало его очень дорогим и значимым для меня. Уже почти 14 лет я обмакиваю кисть в кофе, рисуя им, наслаждаясь до мурашек, и для меня это по-прежнему увлекательно. А добрые фотосюжеты Юлии Соболевой  уже не раз становились для меня источником вдохновения, референсами для новых и новых картин. Одна из них, кстати, находится в Лондоне. Получается, даже когда мы ещё не озвучивали друг другу наши мечты, они уже потихоньку сплетались в одно красивое кружево…
—  А как зародилась идея музея?
—  Во время работы над книгой «Большое кофейное путешествие» я общалась с художниками из разных стран, и тогда появилась мысль, как искорка. А что, если?.. По спине побежали мурашки от предвкушения возможности сделать то, чего раньше ещё не было — музей кофеграфии! Я решила собрать коллекцию работ коллег из разных стран и поделиться ей, показать, как интересно люди применяют кофе в творчестве! Какие истории стоят за каждым экспонатом, какие перемены в жизнь художников принёс кофе. Ведь и мою он изменил очень сильно. Сейчас в кофейной коллекции уже более 70 картин (Новая Зеландия, Польша, США, Швейцария, Россия, Украина, Кыргызстан, Узбекистан, Германия) и обязательно будут ещё. Я так загорелась идеей музея, говорила о ней с друзьями и, конечно, с Юлей. А у неё была своя давняя и очень красивая мечта… 
— Юль, а ведь ты фотограф. Как увязывается фотография и кофейня? — обращаюсь уже к Юлии Соболевой.
— Действительно, — смеется вторая Юля, — казалось бы причем тут фотография и кофе. Правда в том, что фотографы не могут жить без кофе. Но на самом деле — это моя давняя мечта: собственная кофейня. Я не очень много путешествовала, но везде, где бы я не бывала, меня восхищали маленькие домашние кафешки. Несколько лет назад отдыхала в Светлогорске, и так вышло, что окна отеля выходили прямиком на мою мечту: двухэтажное здание, на первом этаже которого была кофейня, а на втором жили сами хозяева. И внутри это было так мило, так уютно, а главное — вкусно! Очень хотелось создать что-то похожее.
— Юль, ты еще не рассказала, как тебя спасли от холодной смерти — Юля Латте мягко толкает в плечо вторую Юлю.
— Ну да, было дело. Почти 20 лет назад, будучи студенткой я подрабатывала курьером в юридической конторе. В мои обязанности входило целыми днями носиться по Москве, развозя документы. Холод, жара, дождь, град — курьеры всегда куда-то бегут. Так и я. В тот год то ли вся зима выпала особо суровая, а то ли просто несколько дней, но столбик термометра стремился к минус бесконечности. Морозы ниже 25, ветер, пурга, и я продираюсь через Петровский парк к метро. Лица уже не чувствую, губы не шевелятся, руки, впрочем, тоже. За сильным снегопадом вообще мало что видно, иду на огоньки, там вроде бы должно стоять метро. До метро я не дошла, потому что, проходя мимо какой-то витрины взглянула на себя и содрогнулась. Брови, ресницы и волосы, выбившиеся из-под шапки покрыты инеем, лицо белое, щеки красные, губы синие. Снегурочка, ни дать, ни взять. Этак до следующего места назначения можно и не доехать, решила я. Огляделась и увидела, что следующие окна — окна кофейни. Горят теплым светом, зовут в гости. Меня дважды звать не надо, решила я и зашла внутрь. Не успела сделать и двух шагов, как ко мне вылетела не то хозяйка, не то просто работница заведения, оценила мой внешний вид, усадила за столик со словами: «Моя дорогая, тебе срочно нужно что-то горячее», стащила с меня пуховик и принесла откуда-то плед. Пока я хлопала оттаивающими ресницами, мне принесли чашку чая с лимоном и медом. Большую и горячую — что и требовалось. Больше в кафе никого не было, в такую-то погоду, поэтому хозяйка уселась рядом, поспрашивала, что за нужда выгнала меня на улицу, посетовала, какая я маленькая и худенькая (она, к слову, была женщиной монументальных размеров), спросила, не хочу ли я еще чего-то. Я-то хотела, но вот финансовое положение студентки отчаянно этому сопротивлялось. Посему я вежливо отказалась, уверив, что мне вполне достаточно, расплатилась за чай, посидела еще немного, наслаждаясь теплом и уютом, которые создавали не внутрення обстановка, но отношение хозяйки. И ушла, спустя полчаса, оставив на память о себе огромную лужу растаявшего снега.

— То есть и твоя дружба с кофе насчитывает…
— Много лет, — опять смеется Юля, — не будем конкретизировать. — Есть такое дело. Но был и еще один фактор, ставший  своего рода катализатором. Мой первый вкусный капучино. Вообще, когда я стала фотографом, мои отношения с кофе вышли на новый уровень. С того дня мы, можно сказать, жить друг без друга не могли. Да-да, не только я без него, но и он без меня. Иначе с какой стати я бы натыкалась на приличный кофе, в какую бы дыру меня не занесло. Ну как приличный… впрочем об этом чуть позже. Тогда же в моей жизни начали появляться люди, такие же фанаты кофе, как и я. Среди которых оказались бывший однокурсник, который водил меня по самым необычным кофейням с очень вкусным кофе, кофейная художница, открывшая для меня новые возможности кофе (вон, сидит рядом, улыбается) и мастерица кофейных топиариев. Последняя и познакомила меня с самым фантастическим капучино и в корне перевернула все мое представление о хорошем кофе. До этого момента я пила исключительно черный кофе. Но когда его количество стало превышать разумные пределы (ночные обработки и все такое), я задумалась об альтернативе. И стала пробовать все возможные «капучины»и «латты». Язык не поворачивается назвать их нормальным словом. Если коротко — это было невкусно. И я прекратила свои попытки подружиться с молоком, решив, что это все не мое. Пока однажды Вика, та самая мастерица деревьев, к тому моменту уже почти соблазнившая меня на курсы бариста, не пригласила меня попробовать «божественный», по ее словам, капучино. Ради этой чашки я, живущая на самом юге Москвы, поехала на самый северо-запад. И я до сих пор чувствую этот привкус восторга на губах, когда ранней весной, стоя на мосту я сделала первый глоток. Представьте себе, что вы всю жизнь мясо из школьной столовой, которое мы в детстве называли подошвой, и тут попробовали хороший такой стейк в хорошем ресторане… Вот что-то такое испытала и я. Это был восхитительно божественный напиток. Или божественно восхитительный, как посмотреть. Мне захотелось не только пить его каждый день, но и угощать им мир! С этого момента все и понеслось.

— Да, с нами случилось совместная поездка в Питер — волшебный город, во время которой мы и поделились друг с другом своими мечтами. И как-то само собой они вдруг сплелись в одну. В Москву мы вернулись не только с новой идеей, но и с конкретным планом. Мы с Юлей по очереди закончили курсы бариста, а потом и управления кофейней. Зарегистрировали первый в мире «Музей кофеграфии» и начали искать подходящее помещение.


История кофейни. Первый в мире музей кофеграфии. Арт-кафе «Музей»